Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Семейный клуб "Мы вместе"

Мини-музей "Народная  кукла"

 

Программа семейного клуба "Мы вместе"

 

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия главным образом происходит в сюжетно-ролевых играх дошкольников.

Успешность практической деятельности, взаимодействия детей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и правил. Центральное место в процессе усвоения норм и правил занимают сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевых действиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах поведения в обществе, взаимоотношений между людьми. Взаимодействие детей в игре способствует усвоению ими норм и правил.

Осознавая необходимость воспитания культуры межличностного общения у дошкольников одним из направлений работы в рамках программы «Радуга» является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия. Использование сюжетно-ролевых игр в образовательном процессе значительно повышает эффективность усвоения детьми общественно выработанных норм и правил. Это позволяет строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, что является необходимыми составляющими полноценно развитой и самореализованной личности, а это – залог успешного психического здоровья человека.

И поэтому формой семейного клуба мы выбрали технологию, направленную на воспитание культуры межличностного общения у детей 5-7 лет, что дало нам возможность разработать комплекс мероприятий для детей и родителей по воспитанию культуры межличностного общения в сюжетно-ролевой игре.

Новизна данного педагогического опыта состоит в разработанной технологии, направленной на воспитание культуры межличностного общения у детей 5-7 лет в сюжетно-ролевой игре.

Степень новизны характеризуется тем, что в процессе апробации технологии используется целый методический комплекс мероприятий, направленный на воспитание культуры межличностного общения у детей 5-7 лет через сюжетно-ролевую игру.

В результате работы определились пути совершенствования игровой деятельности детей, которые выражены:

- в постановке конкретной цели;

- в содержании проблемных ситуаций;

- в создании предметно-развивающей среды.

В сюжетно-ролевой игре существуют реальные и игровые взаимоотношения. Именно реальныевзаимоотношения, по мнению А.П. Усовой, С.Н. Карповой и Л.Г. Лысюк, играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии. В сюжетно-ролевой игре моральные и нравственные нормы поведения открываются ребенку в процессе моделирования социальных отношений путем проигрывания ролей. Осуществляется активная ориентировка в этих нормах, познание и в определенной мере осознание нравственных оснований межчеловеческих отношений.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).

В процессе внедрения технологии в образовательный процесс мы придерживались следующих принципов образования:

- педагогического гуманизма;

- детерминизма (становление личности ребенка связано как с внешними, так и с внутренними причинами);

- развития сознания ребенка в деятельности;

- взаимовлияния сознания и деятельности;

- возрастного индивидуального и личностного подхода, основанного на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми;

- комплексности, системности и систематичности;

- последовательности.

Также рассмотрены подходы и принципы руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников по формированию дружеских, социально приемлемых способов, форм и средств построения взаимоотношений с окружающей ребенка действительностью и возможное их использование в качестве эффективного средства социально-нравственного воспитания.

Целью является воспитание культуры межличностного общения, включающее развитие умения построения адекватных взаимоотношений, взаимодействия с окружающей действительностью, следование социальным нормам и правилам поведения через сюжетно-ролевую игру у детей 5-7 лет посредством занятий в семейном клубе.

Объект – процесс воспитаниякультуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – процессвоспитания как основы культуры межличностного общения.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

- провести анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания культуры межличностного общения у детей 5-7 лет;

- выявить уровень сформированности межличностных отношений у старших дошкольников;

- выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними;

- разработать технологию, направленную на воспитание культуры межличностного общения у детей 5-7 лет через сюжетно-ролевую игру (занятия по образовательной области «Социализация», игры и упражнения, направленные на формирование доброжелательных отношений, этические беседы, работа семейного клуба).

IMG 0176 IMG 0243
 IMG 0215  IMG 0237